Статьи

Пресс-центр

21 ноября 2014

О роли информационных технологий в работе ОАО “Шереметьево-Карго”

На протяжении всей истории ОАО “Шереметьево-Карго” мы уделяли огромное внимание информационным технологиям, считали и продолжаем считать их одним из ключевых факторов успеха нашей компании, важнейшим инструментом, благодаря которому мы смогли обеспечить исключительное качество предоставляемого сервиса.
С течением времени информационные системы компании развиваются и дорабатываются. Все большее количество функций переводится на автоматическое выполнение, все большее количество системных операций, выполняемых персоналом, подпадает под автоматизированный программный контроль. Сегодня ясность и прозрачность технологических процессов ОАО “Шереметьево-Карго” обусловлены не только  налаженными и выверенными с годами процедурами, но и комплексной поддержкой их выполнения, обеспеченной целым парком корпоративных информационных систем.

Помимо ведения постоянной работы над оптимизацией собственных процессов в последнее время мы активно развиваем направление так называемых “внешних” функций, предоставляемых клиентам компании. Доступ к ним осуществляется через сеть Интернет и предоставляет возможность удаленного выполнения набора  системных операций, таких как получение информации о грузе, заказ пропусков или даже услуг. Уже сейчас “внешние” функции очень востребованы среди постоянных клиентов ОАО “Шереметьево-Карго”, а ведение работ по развитию этого функционала позволяет рассчитывать на то, что популярность сервиса с течением времени будет только расти.
Отдельно и с особой гордостью отмечаем, что специальные “внешние” функции разработаны, в том числе и для сотрудников Шереметьевской таможни, а развитие этого направления осуществляется при непосредственном участии представителей таможенного ведомства.

История нашей компании длится уже 26 лет. За это время многое поменялось, однако неизменным остается наш важнейший приоритет - обеспечение безопасности. Технологическая цепочка обслуживания груза состоит из огромного количества отдельных операций, а процедура выполнения каждой из них  - сложный процесс, реализация которого в той или иной мере сказывается на уровне безопасности. Не будет преувеличением сказать, что роль информационных технологий в процессах обеспечения безопасности также очень велика. Во многом именно благодаря их помощи сотрудникам ОАО “Шереметьево-Карго” удается осуществлять непрерывный контроль за грузом, персоналом и техникой на всех этапах производственного процесса.

Международные требования к безопасности при этом постоянно изменяются и усложняются. Требования аудита ISAGO, проводимого ассоциацией воздушного транспорта IATA в отношении грузового оператора, год от года становятся более емкими, подробными и безусловными. Вместе с тем, в 2014 году органами авиационной безопасности Евросоюза был введен новый вид требований к безопасности для перевозчиков и их агентов ACC3-RA3, что инициировало новую модель проведения аудита грузового авиационного терминала.
Следуя изменяющимся и вновь вводимым требованиям, мы непрерывно совершенствуем техническую и технологическую базу компании. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что оснащение терминала и применяемые процедуры в полной мере соответствуют основным отраслевым стандартам. За последние 5 лет ОАО “Шереметьево-Карго” были пройдены десятки проверок, в числе которых аудиты ISAGO, аудиты ACC3 (пройденные совместно с авиакомпаниями), участие в прохождении аудита перевозчика IOSA, проверки государственных органов гражданской авиации Китая и США, не говоря уже о многочисленных аудитах, проведенных самими авиакомпаниями-партнерами. Все упомянутые проверки были успешно пройдены, большинство из которых - без малейших замечаний. Как правило, высоких оценок удостаивались все параметры, оцениваемые в ходе инспекции, однако в числе достоинств компании аудиторы особенно выделяют уровень обеспечиваемой безопасности.  

В данной статье мы хотели бы немного рассказать о том, как именно нам удается развивать внутренние технологии, упрощать процесс взаимодействия с клиентами, получать  самые высокие оценки аудиторов и всегда оказываться на шаг впереди самых новых международных требований к обеспечению безопасности.

Конечно же, речь пойдет о важных задачах, которые нам удалось решить при помощи программно-технических разработок:

Управление человеческими ресурсами

Последние годы нашей работы сопровождаются масштабной модернизацией процесса управления производственными ресурсами.
Прежде всего, это касается человеческих ресурсов и выдачи персональных заданий сотрудникам, занятым в обеспечении производственного процесса. В начале смены персонал перрона и склада получает смартфоны, через которые осуществляется связь между компьютерной системой управления ресурсами и работником. Диспетчер и управляющий назначают людей на выполнение работ в системе, а сотрудники получают уведомления о назначении на свой смартфон. Исполнитель при этом (также через смартфон) отмечает начало и окончание выполнения задания, а в системе осуществляется регистрация времен проставления этих отметок. Более того, с использованием GPS/ГЛОНАСС по каждой отметке фиксируются координаты места, в котором находился сотрудник в момент совершения операции. Таким образом, решается не только вопрос управления человеческими ресурсами в режиме реального времени, но и накапливается важная для последующего анализа информация. Имея в своем распоряжении пооперационную историю выполнения работ, руководители могут изучать не только деятельность каждого отдельно взятого сотрудника, но и целой производственной смены или всей службы производства. Полученная в результате такого анализа информация станет бесценным материалом для дальнейшего совершенствования сложных, комплексных  процессов обслуживания воздушных судов.
Второй инновацией в области менеджмента человеческих ресурсов стало управление выдачей груза с использованием планшетных компьютеров. По нынешней практике в ОАО “Шереметьево-Карго” действует несколько зон выдачи груза, загруженность каждой из которых с течением времени меняется. Следовательно, в разные моменты времени неодинаково и количество требующихся для обслуживания зоны грузчиков. По этой причине на складе есть управляющий, в чьи обязанности, в том числе входит перераспределение грузчиков между зонами выдачи в зависимости от требований конкретной ситуации. Планшетный компьютер с соответствующим программным обеспечением стал практически панацеей в непростой работе управляющего. Находясь на складе, теперь он может видеть не только общую загруженность зон выдачи, текущее задание и месторасположение  каждого грузчика, но и количество груза, заказанного клиентами на выдачу. По сути, этот инструмент дает управляющему возможность оценить будущую загрузку зон в перспективе на нескольких часов и “перебросить” людей из свободной зоны в загруженную до наступления критической ситуации, когда нехватка людей станет очевидной. Вместе с тем, на планшетный компьютер установлено программное обеспечение, позволяющее получить доступ к системе видеонаблюдения предприятия и физически просмотреть удаленные друг от друга зоны выдачи единовременно.

В общей сложности на сегодняшний день в производственном процессе ОАО “Шереметьево-Карго” используется около 350 смартфонов и 20 планшетных компьютеров. При этом мы прогнозируем скорый рост количества устройств по мере увеличения числа задач, в решении которых они задействуются.

С первого взгляда может ошибочно показаться, что приведенные примеры решают наши внутренние проблемы и направлены исключительно на удобство работников ОАО “Шереметьево-Карго”, однако в действительности эффективное управление человеческими ресурсами склада играет важную роль в сокращении сроков обслуживания грузов. Конечными выгодоприобретателями являются грузополучатели, для которых вопрос времени обслуживания и подготовки груза к выдаче стоит на втором месте после первостепенного вопроса сохранности груза.

Электронные сервисы для клиентов

Особого внимания также заслуживают и электронные сервисы, разработанные для клиентов ОАО “Шереметьево-Карго”.
В первую очередь мы хотели бы рассказать о системе планирования выдачи, которая относится к упомянутым в начале статьи “внешним” функциям. Работа с системой возможна с любого удаленного компьютера, для чего требуется только веб-браузер и доступ к сети Интернет. Функционал сервиса довольно разнообразен, однако общее его назначение заключается в передаче инструкций от грузополучателя к ОАО “Шереметьево-Карго” на перемещение груза со склада в зону выдачи. При этом клиент точно указывает время, когда его груз должен быть выведен и подготовлен к загрузке в автомобиль, а также принимает на себя обязательства организовать и провести получение в строгом соответствии с заявленными сроками.
На сегодняшний день сервис проходит стадию тестирования, поэтому доступ к нему предоставляется ограниченному числу грузополучателей. В дальнейшем мы планируем подключить к сервису большее число клиентов и прогнозируем особую его популярность у получателей сверхкрупных партий. Согласно данным, полученным на сегодняшнем этапе, экономия времени получателя за счет данного сервиса может доходить до 2х  и более часов.

Не менее интересным проектом стало размещение на складах ОАО “Шереметьево-Карго” электронных табло с информацией о выводе грузовых партий со склада. Теперь получателю, ожидающему вывода партии, не нужно обращаться к сотрудникам склада, чтобы узнать, когда и в какую зону будет помещен его груз для последующей загрузки в автомобиль. Запросив выдачу партии, можно направиться в зону отдыха и наблюдать за информационным табло, транслирующим в режиме реального времени данные о перемещении грузов. Увидев свою авианакладную и ориентируясь по цвету, которым она выделена в списке,  можно с точностью определить зону выдачи и стадию, на которой в данный момент находится процесс вывода груза.
Вместе с тем, информацию о выводе партии можно получить и при помощи соответствующей “внешней” функции  с любого устройства, имеющего доступ к сети Интернет.

Еще одним достойным внимания техническим средством стали информационные киоски, размещенные в нескольких зонах складских помещений компании. Недавно их возможности были дополнены, в результате чего появилась новая функция  - “обратная связь”. Поэтому сегодня киоски являются не только средством получения данных о грузе, но и удобным средством передачи информации администрации ОАО “Шереметьево-Карго”. Указав номер накладной, с которым связан отправляемый отзыв, можно без особого труда и всего за несколько минут создать текстовое сообщение, которое обязательно будет передано на рассмотрение руководству.  


Обеспечение безопасности

Теперь мы хотели бы рассмотреть самый сложный и разносторонний вопрос о роли информационных технологий в обеспечении безопасности.

В целом обеспечение безопасности - это вопрос всех участников аэропортовой деятельности, принимающих участие в обслуживании рейсов. Сфера ответственности грузового терминала одна из самых важных, она состоит в осуществлении досмотра груза при его приемке от отправителя и обеспечении его последующей защиты от несанкционированного доступа до момента загрузки на борт воздушного судна. Бесспорно, главную роль в этом процессе играют налаженные процедуры обработки и технические средства контроля, используемые при досмотре груза. Тем не менее, информационные технологии задействованы в процессах обслуживания, в том числе для гарантии точного и последовательного выполнения процедур, поэтому их роль в обеспечении безопасности опосредована, но очень важна.

Информационная система ОАО “Шереметьево-Карго”, поддерживающая основной технологический процесс обслуживания, не только накапливает историю выполнения операций с грузом, но и осуществляет контроль правильности внесения информации и последовательности выполнения операций. Переход на следующий шаг технологической цепочки программно невозможен, пока предыдущий этап не будет полностью завершен. Значительная часть параметров вводится в систему (или рассчитывается в ней) автоматически в целях исключения возможных ошибок при вводе. К примеру, без участия человека осуществляется ввод такого значимого параметра как фактический вес груза, который передается в систему программно с контрольных  весов склада.  
На протяжении последних лет мы ведем активную работу по внедрению в российскую практику обеспечения грузовых авиаперевозок транспортной маркировки, соответствующей рекомендованному стандарту ассоциации воздушного транспорта IATA. Речь идет о транспортных бирках со штрих-кодом, содержащим информацию о номере накладной, к которой принадлежит грузовое место, и порядковом номере места в партии. При наличии такой маркировки мы можем идентифицировать грузовые места на каждом этапе производственного процесса, обеспечивая тем самым не только дополнительный программный контроль правильности выполнения операций, но и ведение истории обслуживания каждого отдельно взятого места груза.


Современное решение было также найдено для контроля местоположения персонала и техники ОАО “Шереметьево-Карго”, занятых в выполнении операций на территории аэропорта. В диспетчерской перронной службы на большом мониторе с интерактивной картой аэропорта условными обозначениями показано текущее положение каждого сотрудника и единицы техники. Координаты персонала при этом определяются через смартфон по данным GPS/ГЛОНАСС, а месторасположение техники передается через GPS/ГЛОНАСС системы мониторинга транспорта. С момента внедрения системы позиционирования прошло совсем немного времени, однако уже сегодня она зарекомендовала себя как удобный и эффективный инструмент координации и контроля работы на перроне.

Специальный программный модуль разработан для проверки прохождения ежедневного медицинского осмотра, который обязателен для всех сотрудников производства. По результатам проверки работника представители медицинской службы ОАО “Шереметьево-Карго” заносят в систему соответствующую запись. Дальнейший доступ к этой записи возможен через программное обеспечение, установленное на персональные смартфоны, а также отметка в обязательном порядке проверяется при выдаче в пользование сотруднику перронной и складской спецтехники.

Продолжать список инноваций можно довольно долго, только за этот год нами было разработано и введено в эксплуатацию около сотни различных программных решений и  электронных отчетов. Тем не менее, мы не ставим цели описать каждую программу или отчет, а лишь хотим дать общее представление об уровне технологий компании на примере самых интересных решений.


Завершая наш обзор, хотим еще раз отметить, что повсеместное внедрение IT-продуктов в процессы компании остается  одним из главных векторов развития ОАО “Шереметьево-Карго”. Наверное, пристальное внимание, которое мы уделяем информационным технологиям, сильно выделяет нас из числа конкурентов. Однако мы нисколько не сомневаемся, что ставка, давно сделанная ОАО “Шереметьево-Карго”  на это направление, верна и оправдана.
В подтверждение справедливости этих слов говорит репутация ОАО “Шереметьево-Карго”, зарекомендовавшего себя как сильного, компетентного и надежного делового партнера, бессменного лидера рынка грузовых операций московского авиаузла.

Илья Страхов
Начальник пресс-центра
ОАО “Шереметьево-Карго”

Детальная картинка: 

27.02.2024

Изменение номера Свидетельства СВХ АО «Шереметьево-Карго»

Читать далее
27.12.2023

Льготные дни хранения груза в новогодние праздники

Читать далее
02.08.2023

Об изменении подачи заявления на оформление экспортного ветеринарного сертификата и/или разрешения на вывоз груза

Читать далее
Контакты пресс-центра

press@shercargo.ru