+7 (495) 961-38-08
sales@shercargo.ru
Московская область, город Химки, аэропорт Шереметьево, Шереметьевское шоссе, 9

Пресс-центр

11 мая 2016 года информационное агентство ТАСС опубликовало сообщение о том, что международный совет аэропортов в Европе (ACI Europe) предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву отменить проверки безопасности при входе в аэропорты России.

Письмо  с таким предложением главе правительства направил гендиректор совета Оливье Янковек. Также совет предлагает отменить ответственность аэропортов за безопасность в зонах общего пользования и возложить ее на правоохранительные органы.Проверка пассажиров при входе в аэропорт контрпродуктивна при борьбе с терроризмом, уверен Янковек. "Толпа людей, которая может быть достаточно велика в часы пик, представляет собой идеальную мишень для злоумышленников. В результате потенциальная мишень для террористов в российских аэропортах переместилась на вход / выход из терминала", - отмечает Янковек. Он также подчеркнул, что именно по этой причине Европейская комиссия воздержалась от идеи ввести контроль при входе в аэропорты после терактов 22 марта в Брюсселе. В качестве примера аэропорта с точки зрения обеспечения безопасности Янковек привел аэропорт Тель-Авива, отметив, что там для обеспечения безопасности используют разведывательную информацию, распознавание номерных знаков, камеры наблюдения и другие способы.  

Подобным образом изменились и международные стандарты авиационной безопасности. Если раньше считалось достаточным обеспечить контроль доступа в зоны аэропорта и провести предполетный досмотр пассажиров, багажа, припасов, груза и почты, то сегодня эти меры составляют лишь часть системы обеспечения безопасности. Говорить на эту тему подробнее будем на примере одного из ведущих грузовых авиатерминалов России – ОАО «Шереметьево-Карго».

Прежде всего, работа «Шереметьево-Карго» в части обеспечения безопасности полностью отвечает всем требованиям российского законодательства. На предприятии работает система контроля доступа с использованием персональных пропусков и пропусков для транспортных средств.  Все точки доступа оборудованы считывателями пропусков и контролируются сотрудниками службы авиационной безопасности предприятия. На каждом контрольно-пропускном пункте установлен рамочный металлодетектор  и радиационный монитор, камеры видеонаблюдения работают в режиме круглосуточной записи. Предполетный контроль груза осуществляется с использованием сертифицированного досмотрового оборудования. Весь отправляемый груз подлежит просвечиванию в интроскопе (рентгенотелевизионная установка). В качестве дополнительных мер контроля используются  газоанализаторы,  приборы обнаружения радиоактивного излучения, приборы для анализа воспламеняемости жидкости. На предприятии также есть собственная кинологическая служба и питомник из 12 служебных собак, обученных поиску взрывчатых веществ и участвующих в досмотре груза. Отбор персонала для работы в службе авиационной безопасности предполагает проведение многоэтапного собеседования и обязательную проверку наличия судимостей у кандидата.  

Описанные меры составляют основу обеспечения безопасности с точки зрения российских властей, однако мировые стандарты безопасности шагнули далеко вперед.

В соответствии с международной практикой в «Шереметьево-Карго» действует программа известного / неизвестного клиента, которая предполагает регистрацию участника авиаперевозки в базе данных предприятия. Перед заключением договора сотрудники «Шереметьево-Карго» получают от клиента и вносят в информационную систему всю информацию о компании, включая сканированные регистрационные документы юридического лица, доверенности на сотрудников, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность.

В процессе обслуживания грузов клиента в системе ведутся записи о возникающих нестандартных ситуациях. К примеру, в систему может быть внесена запись об  обнаружении незадекларированных опасных вложений в составе сдаваемого к отправке груза. В дальнейшем к грузам данного клиента будет обращено особое внимание инспекторов службы авиационной безопасности.

При начале работы каждого клиента знакомят с правилами внутреннего режима «Шереметьево-Карго».  В случае грубого нарушения правил предприятия у человека может быть безвозвратно отозван пропуск на территорию компании.  

Экспертиза груза на предмет отнесения к категориям опасных грузов проводится специалистами, сертифицированными международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА).

Перед отправкой груза каждому клиенту разъясняются правила перевозки грузов воздушным транспортом. Клиенту выдается декларация безопасности, в которой описан перечень запрещенных к перевозке предметов. Ознакомившись со списком, клиент подписывает декларацию, свидетельствующую о том, что в составе сданного груза данных предметов нет. При этом клиент принимает на себя ответственность за предоставление недостоверной информации. Обязанность клиента по недопущению опасных вложений в грузе также закреплена положениями договора. В случае обнаружения скрытых опасных вложений руководство компании-отправителя письменно информируется о выявленных нарушениях.  

Подготовка персонала проводится как в собственном учебном центре предприятия, так и во внешних образовательных учреждениях. Каждый сотрудник гарантированно проходит соответствующее его должности обучение, работники определенных должностей получают  профильные сертификаты международного образца. Ежедневный допуск сотрудников к работе контролируется системно. Если сотрудник не прошел медицинский осмотр перед началом смены, система заблокирует возможность выдать ему в пользование транспортные средства и спецтехнику. Аналогично система контролирует наличие у сотрудника разрешения на управление тем или иным видом транспорта. Проход сотрудников на территорию предприятия и обратно после окончания смены предполагает проведение осмотра личных вещей и контроля на наличие металлических предметов.

Технологический процесс обслуживания грузов в «Шереметьево-Карго» поддерживается информационной системой управления операциями. На каждый груз при его приемке на склад наносится складская бирка со штрих-кодом. Впоследствии при выполнении технологических операций с грузом штрих-код считывается, осуществляется последовательная регистрация событий, происходящих с грузом. При этом система осуществляет автоматизированный контроль правильности выполнения операций. К примеру, она автоматически заблокирует попытку загрузки груза на рейс, если он не совпадает с рейсом по бронированию.

После проведения досмотра груза на каждое место наносится специальный стикер, дополнительно делается системная отметка о проведении досмотра. На этапе комплектации груза в средства пакетирования ответственный сотрудник обязательно проверит наличие стикера, подтверждающего прохождение досмотра, а система  в свою очередь проверит наличие отметки в базе данных. Таким образом, осуществляется двухуровневый контроль прохождения предполетного досмотра безопасности.  

Склад опасных грузов и зоны досмотра оборудованы “тревожными” кнопками для экстренного вызова государственных правоохранительных служб.

После досмотра груз помещается в так называемую стерильную зону, доступ в которую имеют только сотрудники, непосредственно работающие с отправляемым грузом.  Контроль доступа в зоны осуществляется с использованием считывателей персональных пропусков. Помимо этого точки доступа охраняются сотрудниками службы безопасности и находятся под постоянным видеонаблюдением. Возможность попадания в стерильную зону лиц, не имеющих соответствующего разрешения, полностью исключена.

Контроль производственного процесса осуществляется с использованием мобильных устройств видеонаблюдения. На рабочей одежде сотрудников производства располагается специальное устройство, аналогичное автомобильному видеорегистратору. Оно позволяет удаленно наблюдать за процессом обслуживания в режиме онлайн, а также осуществляет запись изображения в высоком качестве.  Подобные устройства устанавливаются и на производственную спецтехнику. К примеру, камера на ленточном транспортере позволяет осуществить запись момента выгрузки груза с борта воздушного судна (или же его загрузки на борт).

«Шереметьево-Карго» регулярно проходит аудиты клиентов, авиакомпаний, государственных органов России, США, Китая и Евросоюза, а также аудит безопасности наземных операций ISAGO, проводимый ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Всего за период 2010-2016 было пройдено около 150 аудитов, подтвердивших полное соответствие процедур «Шереметьево-Карго» требованиям российских и международных стандартов.  

Для подтверждения качества услуг компания разработала и сертифицировала систему менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO:9001, а также прошла добровольную сертификацию и получила сертификат провайдера 4PL от международного логистического клуба.  

Таким образом, созданная на основании международных стандартов система безопасности  «Шереметьево-Карго» обеспечивает непрерывный контроль за движением груза в рамках технологической цепочки обслуживания. Следует сказать, что далеко не во всех грузовых терминалах России существует подобная система безопасности. К сожалению, большинство терминалов работают на основе устаревших  требований российского законодательства и возлагают надежды по обеспечению безопасности на рубежный контроль в виде просвечивающего оборудования и металлодетектора. Добровольные инвестиции в технологии и инновации кажутся руководителям таких предприятий лишними тратами финансовых средств. Они попросту не понимают, что по мере внедрения современных технологий, технических и IT - средств повышается не только уровень безопасности, но и эффективность работы, производительность труда и качество конечных услуг.

Илья Страхов
Начальник пресс-центра
ОАО “Шереметьево-Карго”