+7 (495) 961-38-08
sales@shercargo.ru
Юридический адрес: Московская область, городской округ Химки, город Химки, шоссе Шереметьевское, дом 9, помещение В318.

Пресс-центр

Проект международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) e-freight за последние годы стал, пожалуй, самой обсуждаемой темой отрасли грузовых авиаперевозок. Внедрение инновационного подхода в процессы авиапредприятий, в том числе планируется и в России. Однако прежде чем говорить что-либо на эту тему, давайте чуть подробнее разберемся, что же такое e-freight и для чего он нужен.

Общее количество бумажных авианакладных, ежегодно оформляемых в отрасли, измеряется в миллионах. При выполнении перевозки эти документы заполняются, подписываются, отправляются, корректируются, копируются, отмечаются штампами и печатями, рассматриваются и принимаются на хранение бессчетным количеством компаний и государственных структур. Целесообразность оформления бумажных документов в прошлом была оправдана - у участников перевозки просто не было другой возможности осуществить передачу данных о грузе. Однако современные информационные технологии открывают новый способ передачи информации.

Проект ИATA e-freight был запущен в 2006 году как часть программы упрощения бизнес-процессов Simplifying the Business (StB). На сегодняшний день e-freight стал общеотраслевым проектом, в который вовлечены перевозчики, экспедиторы, операторы по наземному обслуживанию авиагрузов, отправители и получатели,  таможенные органы и прочие государственные структуры.

Цель технологии e-freight - отменить бумажные документы в сопровождении авиационных перевозок и заменить их обменом электронными данными и сообщениями.

Основан подход на 3-х ключевых составляющих:

1.Привлечение регулирующих органов и правительств государств для создания “сети маршрутов e-freight” с полностью электронными таможенными процедурами и законодательной поддержкой безбумажного сопровождения перевозок.
2.Совместная работа внутри цепочки поставки грузов в целях перевода в цифровой вид основных транспортных документов, начиная с авианакладной.
3.Разработка плана по переводу в цифровой вид коммерческой документации на товары и документации на специальные категории грузов, которыми сегодня обычно сопровождаются грузовые перевозки.

Преимущества, которые согласно официальной концепции ИАТА обеспечивает проект, весьма разнообразны. В первую очередь, это экономия бумаги, траты на которую в масштабах отрасли достигают астрономических сумм. Во-вторых, это ускорение процессов по обслуживанию грузов за счет отмены многократного ввода одних и тех же данных в системы участников перевозки. В-третьих, однократный ввод данных повышает и качество передаваемой информации (единожды выполненная проверка внесенных в систему параметров гарантирует правильность передаваемой информации на всех последующих этапах перевозки). В-четвертых, это повышение качества работы сервиса по отслеживанию грузов.  

Для того чтобы объяснить, каким образом можно заменить бумажные документы   сообщениями в цифровом формате, нужно немного рассказать о том, как и для чего сегодня организован обмен электронными данными между предприятиями отрасли. Информационное взаимодействие участников грузовых авиаперевозок осуществляется с использованием стандартов ИАТА Cargo-IMP и AHM. Данные стандарты  представляют собой набор типовых формализованных текстовых сообщений, которые могут содержать данные документа, описывать загрузку рейса или просто сообщать о наступлении того или иного события. К примеру, данные авианакладной, включающие всю информацию бумажного документа, отправляются при помощи сообщения FWB. А данные грузового манифеста при помощи телеграммы FFM. Сообщение FSU содержит данные о событии, произошедшем с грузом. К примеру, “груз принят от отправителя” или “груз получен с рейса”.

Обмен такими телеграммами является основой взаимодействия участников грузовых авиаперевозок по всему миру. При их помощи агенты авиакомпаний запрашивают бронь грузовой отправки, а авиакомпании подтверждают или отклоняют ее. Перевозчики информируют аэропорт отправления о том, какие грузы должны быть отправлены рейсом. Аэропорт отправления направляет телеграмму о загрузке рейса в аэропорт назначения. В общем, под каждую типовую задачу информирования есть свое стандартное сообщение. Однако в классической схеме взаимодействия сообщения, содержащие информацию о перевозочных документах (FFM и FWB), направляются в целях предварительного информирования, то есть для целей планирования работ в аэропорту назначения. Бумажные же документы прибывают на рейсе и становятся основой для обслуживания и оформления перевозки в государственных органах.

Как уже было сказано, первым шагом проекта должно стать внедрение в процесс выполнения авиаперевозки e-AWB, то есть электронной авианакладной. ИАТА планирует увеличить использование e-AWB в авиаперевозках до 45% в 2015 и до 80% в 2016. Информационное взаимодействие предлагается вести в рамках уже существующей в отрасли инфраструктуры обмена электронными сообщениями, то есть при помощи стандартных сообщений Cargo-IMP (текстовых сообщений  или в формате XML). При этом участники должны использовать собственную программно-техническую базу для связи со своими партнерами или же использовать средства связи, предоставленные провайдерами соответствующих услуг.

В целом сложность перехода на технологию e-freight заключается в организации надлежащего взаимодействия по цифровым каналам связи большого количества вовлеченных участников. Отправить одну тестовую отправку без бумажных документов в качестве эксперимента довольно просто. В авиационной практике часты случаи, когда из-за ошибки аэропорта отправления на рейсе прибывает груз без сопроводительных документов. Тогда для экономии времени перевозка оформляется в госорганах по запросу авиакомпании по копиям документов, которые высылаются в аэропорт назначения электронным способом. Поэтому в неком усечённом смысле e-freight существует и сегодня. Вот только на каждую такую отправку необходим запрос перевозчика в таможню, да и документы все же приходится напечатать для проставления нужных отметок и штампов.

Конечно же, для внедрения e-freight одной технической возможности реализовать взаимодействие электронным способом недостаточно – необходима соответствующая законодательная база. В первую очередь, это присоединение к международной Монреальской конвенции 1999 года, в которой установлены правила осуществления перевозки грузов в соответствии с международными стандартами, унифицированы требования к документам, сопровождающим груз, и легализовано понятие «электронная накладная». Помимо этого необходимо внесение изменений в воздушное законодательство страны, планирующей внедрение технологии e-freight.

На сегодняшний день Российская Федерация Монреальскую конвенцию не ратифицировала. Изменения в воздушное законодательство в полной мере также не внесены. Однако движение в этом направлении ведется, для чего Минтрансом РФ была создана соответствующая рабочая группа.

Грузовой терминал “Шереметьево-Карго” не входит в состав государственной рабочей группы и, соответственно, не располагает информацией о ходе выполнения проекта. Однако отношение предприятия к e-freight выходит за рамки простого интереса - “Шереметьево-Карго” считает его главным инновационным проектом отрасли.

Вообще грузовой терминал является одним из основных участников в цепочке передачи информации по процедуре e-freight. Именно к нему поступают данные от авиакомпании и стороны отправления по прибывающим грузам. Именно он отвечает за передачу данных от авиакомпании таможенным и прочим государственным органам, образуя ключевое связующее звено всей цепочки поставки. Основываясь на официальных материалах ИАТА и опыте некоторых иностранных авиакомпаний, “Шереметьево-Карго” инициировало собственный проект по подготовке к e-freight.

Проект “Шереметьево-Карго” решает частную задачу грузового терминала. В рамках проекта предприятием была выполнена доработка собственных информационных систем, реализована возможность проставления внутренних технологических отметок о движении груза на транспортные документы в электронном виде. Созданы программные механизмы автоматического внесения данных в систему на основе полученных сообщений о грузе (FWB). Также были разработаны программы, позволяющие трансформировать полученные сообщения о транспортных документах (FFM, FWB) к виду привычных бумажных документов, что могло бы быть очень полезно на первых стадиях проекта. С отдельными аэропортами – партнерами (в первую очередь с аэропортом г. Екатеринбурга “Кольцово”) была проведена совместная работа по повышению качества информации, содержащейся в электронных сообщениях об отправляемых грузах. Сегодня эти сообщения на маршруте Москва-Екатеринбург и Екатеринбург-Москва полностью и безошибочно дублируют данные бумажных документов. Для апробации проекта на международных рейсах “Шереметьево-Карго” активно взаимодействует с иностранными перевозчиками (Czech airlines, Air France / KLM и др.). Компании также принимают совместные меры к повышению качества данных в сообщениях Cargo-IMP. Отдельно хочется упомянуть и участие в эксперименте Шереметьевской таможни, которая отреагировала на запрос  “Шереметьево-Карго” и обеспечила возможность передачи данных о прибывающих и отправляемых грузах в таможню электронным способом.    

Помимо прочего в “Шереметьево-Карго” проработаны технологии и процедуры обработки груза в рамках e-freight. То есть, выполнен полный комплекс предварительных мер, необходимых для совершения быстрого перехода на безбумажное сопровождение перевозок. При внедрении e-freight на государственном уровне “Шереметьево-Карго” сможет в кратчайшие сроки включиться в цепочку обмена электронными данными, обеспечит получение и отправку полных и достоверных EDI сообщений.

Отказ от бумажных документов и перевод обработки данных в цифровой формат является одним из главных направлений совершенствования внутренних процедур “Шереметьево-Карго”. На сегодняшний день практически все документы, участвующие в технологических процессах обслуживания грузов хранятся в базах данных компании и передаются между отделами электронным способом. Поэтому при необходимости предоставления дополнительных документов государственным ведомствам и прочим участникам перевозок предприятие также сможет обеспечить  их передачу в кратчайшие сроки.

Вообще автоматизация и инновационные технологии всегда были и остаются главными приоритетами “Шереметьево-Карго”. За последние несколько лет сотрудниками IT-служб предприятия реализовано более 250 проектов различной степени сложности, что существенно усилило программно-техническую платформу компании. Сегодняшнюю работу “Шереметьево-Карго” поддерживает целый комплекс информационных систем и технических средств, которые гарантируют четкое, последовательное и безошибочное выполнение сложных технологических операций.

К сожалению, готовности отдельно взятого предприятия недостаточно для начала внедрения сложного и технологически емкого проекта. Подготовка правовой основы e-freight остается первостепенной задачей, а наличие большого количества вовлеченных участников требует разработки технических и технологических решений для каждого из них. Со стороны “Шереметьево-Карго” в уполномоченные министерства и ведомства многократно направлялись предложения по изменению законодательных актов. Прочие участники процесса также не раз получали уведомления о готовности предприятия оказать содействие в подготовке проектных решений. Активная позиция “Шереметьево-Карго” в отношении предстоящего внедрения e-freight обусловлена простым, но твердым убеждением – прошли те времена, когда преимуществами информационных технологий пользовались в рамках отдельных предприятий; теперешнее развитие IT позволяет делать это в масштабах отрасли и страны.

Илья Страхов
Начальник пресс-центра
ОАО “Шереметьево-Карго”