+7 (495) 961-38-08
sales@shercargo.ru
Юридический адрес: Московская область, городской округ Химки, город Химки, шоссе Шереметьевское, дом 9, помещение В318.

Пресс-центр

Воздушное законодательство ряда стран предусматривает возможность освобождения некоторых грузов от предполетного досмотра на авиационную безопасность. Подобная практика неразрывно связана с понятием “известного грузового агента”. Условия получения такого статуса в разных странах могут отличаться. Однако, как правило, грузовой агент должен подать определённый пакет документов и в обязательном порядке пройти аудит применяемых процедур обслуживания грузов. Агенту необходимо доказать, что он может самостоятельно провести надлежащий досмотр грузов и обеспечить их последующую защиту от несанкционированного вмешательства до момента сдачи на склад аэропорта. Подобные логистические решения, безусловно, повышают эффективность выполнения перевозок, но по понятным причинам могут применяться только в экономически развитых странах. Ведь для подобной организации процессов необходимо выполнение сразу нескольких условий:

1. Должная техническая и технологическая база крупных грузовых агентов
2. Низкий уровень преступности в стране
3. Высокая социальная ответственность отправителей (надлежащее декларирование опасных грузов)

В России все три этих условия не выполняются, поэтому в нашей стране на сегодняшний день подобной практики нет. Предполетному контролю подлежат абсолютно все грузы, вылетающие из российских аэропортов.

Крупнейшая компания России по наземному обслуживанию авиационных грузов “Шереметьево-Карго” с большим вниманием отслеживает результаты проводимого на терминале предполетного досмотра, накапливает данные по изъятиям опасных вложений , проводит их анализ. Собранная за последние годы статистика показывает, что количество обнаруженных опасных вложений на внутренних воздушных линиях в десятки раз превышает тот же показатель на международных линиях. Основная причина этого явления – отсутствие таможенного контроля на внутрироссийских рейсах, и, следовательно, отсутствие ответственности отправителя за контрабанду. Поэтому специалисты “Шереметьево-Карго” убеждены, что в условиях российской действительности рано думать об оптимизации логистических схем – наоборот, необходимо усилить контроль безопасности на всей цепочке выполнения перевозки.

Основным инструментом досмотра грузов в “Шереметьево-Карго”, как и в любом другом аэропорту, являются рентгенотелевизионные установки - интроскопы. Этой мере контроля подвергаются практически все отправляемые грузы, за исключением живых животных и крупногабаритных грузов. Для обнаружения особо опасных категорий грузов, например радиации или взрывчатых веществ, используются дополнительные технические средства. Перед комплектацией на рейс грузы проходят повторный досмотр с использованием служебных собак, обученных поиску взрывчатых веществ.

Тем не менее, логистическая цепочка, в которой весь контроль безопасности возложен на рубежную точку (то есть аэропорт), не совершенна. Если многообразие используемых в аэропорту средств досмотра может гарантировать обнаружение радиоактивных или взрывчатых веществ, то говорить о гарантии обнаружения всех бытовых или промышленных опасных предметов не приходится. Один из самых распространённых видов скрытых опасных вложений - литиевые батареи. В мировой практике зарегистрировано множество случаев авиационных происшествий, связанных с самопроизвольным возгоранием литиевых батарей во время полета. При этом способ их обнаружения на складе аэропорта всего один: интроскоп. Однако следует учитывать, что даже самый опытный и внимательный оператор интроскопа может не распознать на рентгеновском снимке литиевый аккумулятор. Тем более, если аккумулятор находится в составе партии оборудования или просто похожих по форме предметов. Если бы цепочка поставки предусматривала полный досмотр груза агентом на стадии его приемки от отправителя и была бы полностью защищенной (то есть исключающей возможность несанкционированного доступа к грузу до сдачи на склад аэропорта), аэропортовый интроскоп играл бы правильную для него роль второстепенной, дополнительной меры контроля. Из чего следует, что важность проблемы досмотра авиагруза на промежуточных стадиях перевозки сильно недооценена.

Именно по этой причине в стандартный договор на обслуживание в “Шереметьево-Карго” включены положения, устанавливающие обязательства агентов соблюдать международные стандарты контроля грузов до их сдачи к отправке. Также терминал ведет постоянную разъяснительную работу со своими клиентами. Крупным грузовым агентам регулярно направляется статистика по обнаруженным в их грузах опасным предметам. Более того, “Шереметьево-Карго” призывает своих партнеров усилить собственные меры контроля авиационной безопасности - внимательно проверять документы на принимаемые к перевозке товары и осуществлять физический досмотр отправляемых грузов. Если же агенты в свою очередь будут вести подобную просветительскую работу со своими клиентами (то есть отправителями), то со временем установится общее понимание проблемы по всей цепочке доставки. В таких условиях количество не выявленных при досмотре запрещенных предметов будет максимально приближено к нулю.

Уже сегодня “Шереметьево-Карго” отмечает определенные результаты проводимой с грузовыми агентами работы. Одной из первых внимание в поставленной проблеме проявила транспортно-экспедиционная компания "Аэродар", давно удерживающая статус одного из главных игроков на рынке внутрироссийских грузовых авиаперевозок. В последние годы компания существенно пересмотрела собственные процедуры обработки и транспортировки грузов. Ответственные за операции с грузом сотрудники прошли обучение работе с опасными грузами. В перечень стандартных технологических операций вошел физический контроль груза на предмет выявления и изъятия опасных вложений. Подготавливая груз к транспортировке на центральном складе "Аэродара", сотрудники агента внимательно изучают сопроводительную документацию на отправляемые товары. При подозрении на наличие опасных вложений досматривают груз и проводят изъятие запрещенных к перевозке предметов при их обнаружении. Важно отметить, что сотрудники "Аэродара" не ограничиваются изъятием опасных вложений - они также проводят разъяснительную работу с отправителем. Сообщают причины, по которым изъятые предметы не допускаются к перевозке воздушным транспортом. Предлагают отправителю оформить груз к перевозке как опасный, переупаковав его в соответствующую тару, либо организовать самостоятельный контроль за отсутствием подобных вложений в будущих отправках.

Можно ошибочно заключить, что проведение подобной работы на складе грузового агента не приносит самому агенту ничего кроме дополнительных затрат. Ведь внедрение в процесс новых операций неминуемо влечет за собой увеличение расходов. На самом же деле невыполнение этих операций может повлечь даже большие финансовые потери грузового агента. Проведя досмотр и изъятие опасных вложений на собственном складе, агент может быть уверен в быстрой сдаче груза на склад аэропорта. Ведь при обнаружении запрещенных предметов терминал аэропорта остановит приемку для проведения изъятия. Это может серьезно задержать отправку. А в связи с тем, что обычно агент сдает сразу несколько отправок, появляется реальный риск, что некоторые из них не будут загружены на нужный рейс. В конечном счете, срыв сроков перевозок всегда вызывает естественное недовольство клиентов. Поэтому риски потери клиентов, да и ухудшения деловой репутации в целом, здесь абсолютно реальны. И это не говоря о возможном авиационном происшествии в случае попадания этих предметов на борт самолета.

Динамика доли отправок, в которых были обнаружены опасные вложения, от общего количества отправок / по грузам компании “Аэродар” с 01.10.2012 по 28.02.2015

“Мы отлично пониманием важность проведения досмотра грузов на складе агента” – говорит генеральный директор “Аэродара” Сергей Дроздов – “Социальная ответственность участника грузоперевозок на рейсах гражданской авиации настолько велика, что халатное отношение к таким вопросам совершенно недопустимо. Более того, правильная организация работы в разы снижает вероятность срывов поставок и исключает наступление ответственности за авиационное происшествие по вине агента. Поэтому наш подход к вопросу обеспечения авиационной безопасности полностью отвечает и интересам бизнеса”.

Также хочется отметить и показатели ведущих западных компаний, работающих на российском рынке. К примеру, количество обнаружений опасных предметов в грузах компании DHL Express на протяжении многих лет остается одним из самых низких. Добиваться таких результатов позволяет налаженная на высочайшем уровне система проверки принимаемых к перевозке грузов (и это при наибольших среди всех агентов объемах перевозок).


Динамика доли отправок, в которых были обнаружены опасные вложения, от общего количества отправок / по грузам компании DHL Express с 01.10.2012 по 28.02.2015

  Для сравнения приведем статистические данные по обнаружениям опасных вложений в грузах двух других агентов.


Динамика доли отправок, в которых были обнаружены опасные вложения, от общего количества отправок / по грузам 2 других грузовых агентов с 01.10.2012 по 28.02.2015

В заключение хочется отметить, что процессы и оснащение ведущих российских авиакомпаний и аэропортов уже сегодня соответствуют самым современным международным стандартам. Однако не следует останавливаться на достигнутом – необходимо продолжать развитие технологической и технической базы цепочки поставки уже за пределами аэропорта. Со своей стороны сотрудники “Шереметьево-Карго” не сомневаются, что за первыми примерами прислушавшихся к их призывам грузовых агентов последуют и другие. А цепочка доставки авиагрузов со временем выйдет на качественно новый уровень, когда ее по праву можно будет назвать полностью безопасной.

Илья Страхов
Начальник пресс-центра 
ОАО “Шереметьево-Карго”